воскресенье, 27 октября 2013 г.

Тридцатый туристический маршрут. 1975 год

В этом материале речь идет о Всесоюзном туристическом маршруте №30 «Через горы к морю», действовавшем с середины тридцатых годов двадцатого века.
     Был возобновлен в 2001 году в несколько ином варианте, нежели в описываемом 1975 году.
      С описанием нынешнего маршрута можно ознакомиться, задав поисковый вопрос «тридцатый туристический маршрут».
     Летом 1975 года мы с моей на тот момент будущей (свадьба состоится через год), а на данный момент настоящей женой Ирой взяли в профсоюзе Ижорского завода (будучи студентами заводского втуза, мы числились и проходили практику на заводе) путевки на этот самый маршрут. С учетом пятидесятипроцентной профсоюзной скидки стоили они по 36 рублей. Для справки: бутылка водки 0,5л стоила 3р.62к.
     Кроме того стоимость проезда. Из Ленинграда мы ехали до станции Белореченская, где пересели на электричку до Хаджоха, обратно на Ленинград садились в Лоо. Стоимость проезда в плацкартном вагоне (а мы, будучи студентами, ездили плацкартом) составляла примерно 20р. в одну сторону на человека.
     На электричке из Белореченской в Хаджох проезжали Майкоп, столицу Республики Адыгея сейчас, Адыгейской автономной области тогда. Поразило огромное количество ярких цветов вдоль железной дороги в районе Майкопа.
     Остановились в Хаджохе на турбазе "Горная" около реки Белой. Поток в реке достаточно бурный, много валунов, вода холодная, т.к. течет с ледников. Но все равно купались.
                         На снимке мы с Ирой на берегу реки Белая.
      В Хаджохе мы провели пять дней, включая двухдневный поход в ущелье ручья Руфабго. Карта всего туристического маршрута, а также фрагмент маршрута двухдневного похода представлены ниже.
     В правом верхнем углу карты красным цветом обозначен маршрут тренировочного похода в ущелье Руфабго. В середине карты основной маршрут от поселка Гузерипль до Солох-аула, откуда нас уже автобусами довезли до Дагомыса.

Фотографии выше сделаны у водопадов в ущелье ручья Руфабго.
     Этот снимок сделан на краю обрыва при возвращении из ущелья Руфабго на турбазу. Причем, как групповые, так и индивидуальные фото предлагали делать сами инструкторы. Вот сейчас бы я так близко к краю пропасти подходить не стал...
     Потом с турбазы в Хаджохе переехали на турбазу в поселке Гузерипль, где стали готовиться непосредственно к пятидневному переходу через горы. На фотографии мероприятие по поводу прибытия на турбазу. Переодеты дикарями... Вид на гору Казачья. У нас на эту гору было восхождение, только до самой вершины или нет, не помню.
                                          А это вот я разукрашенный...
                           Вид на ту же гору Казачью с другой точки...
     На турбазе в Гузерипле готовились к переходу. Ненужные в походе личные вещи были переправлены на турбазу в Дагомысе. Рюкзаки и штормовки для перехода нам выдали.
     Продукты питания несли с собой. В отличие от того, как это происходит теперь. Как я понял из нынешних описаний маршрута, сейчас идут налегке. А тогда при выходе из Гузерипля рюкзак у мужчин весил 20кг. у женщин 15кг.
      Я сейчас так прикидываю, это вполне прилично. С учетом того, что в гору карабкаться приходилось.
      К походу были допущены не все. Кого-то по результатам тренировочного похода в ущелье Руфабго отсеяли и отправили в Дагомыс автобусом.
    На карте представлены два первых дневных перехода: от турбазы в Гузерипле до приюта Армянский и от него через Гузерипльский и Армянский перевалы к подножию горы Фишт, входящей в состав Главного Кавказского хребта.
     Это приют Армянский. Единственное место, где ночевали в палатках, в прочих местах в домиках.
     Каждый день по маршруту шли примерно шестьдесят человек. разбитых на три группы по двадцать человек. Нашу группу вел инструктор Толя, студент из Ростова, две других студенты Донецкого сельскохозяйственного института Леша и Оля. О них ниже...
     Т.е., инструкторам было лет так по 20-22, примерно наши с Ирой ровесники. Об их подготовке и отношении к жизни говорит то, что Толя как-то на маршруте предложил Ире собрать грибы, а там очень красивые грибы вокруг росли, и сварить из них суп. На что она возразила: Толя, а ты знаешь, что это за грибы и можно ли их есть...
     Выходили группы с интервалами минут в двадцать- тридцать друг от друга. Группу вел инструктор. Я в нашей группе был поставлен замыкающим, т.к. инструктором Толей методом фэйс-контроля был определен, как физически самый крепкий мужчина группы, и в мою задачу входило толкать в спину отстающих. Иногда приходилось чужой рюкзак подтягивать...
     Ну, еще добавлю, по должности я физоргом в группе был, и кроме прочего моей обязанностью было физзарядку с группой утром проводить.
     Еще староста в группе был, мужик немного за сорок, самый старший в группе по возрасту. С ним жена, которую завхозом выбрали шла и сын четырнадцатилетний. Вот рюкзаки жены и сына мне и приходилось иногда подтягивать.
      Был еще мужик около сорока, учитель с Украины, с более молодой женой, под тридцать, типичной такой хохлушкой. Но этот за жену, если что, рюкзак сам тащил.
      Запомнился также эмэнэс Боря из Москвы, с которым в последующие годы пару раз пересекся один раз в бассейне "Москва" (превед Храму Христа Спасителя и группе Pussy riot)
и Всесоюзной патентно-технической библиотеке на Бережковской набережной. Но он меня оба раза не заметил, а пока я, узнав, думал, кто это такой, он проходил мимо...
      Еще две сестры татарки из Москвы Рая и Роза. Они вместе с хохлушкой были кашеварами.
     Это мы на привале во время подъема на Гузерипльский перевал при переходе от приюта Армянский к подножию горы Фишт. Карабкаемся в гору, поэтому сильно уставшие.
     Здесь мы на Армянском перевале, примерно 1850 метров над уровнем моря. Довольно прохладно, дует сильный ветер, у всех одеты штормовки, только я, в силу своего пофигизма, в трусах и футболке.
     На событиях, происшедших на этом перевале спустя месяц, стоит остановиться особо.
     Представленные здесь фотографии датированы примерно 10 августа 1975 года. Ну, плюс минус пару дней, точно не помню.
      10 сентября 1975 года две группы по тридцать человек (третьего инструктора не нашлось, и группы объединили) вышли, как всегда из приюта Армянский в сторону горы Фишт. Вели эти группы инструкторы Алексей Сафонов и Ольга Ковалева, т.е. упоминавшиеся выше Леша и Оля.
      Когда группы вышли на Армянский перевал, т.е. примерно в то место, что на снимке, начался сильный снегопад, и поднялась метель. В итоге по разным сведениям от 17 до 25 человек погибли: кто замерз, кто упал в пропасть.
      В СССР было принято замалчивать подобные трагедии, но про эту информация была. Примерно через полгода в газете "Культура" была подробная статья с "разбором полетов". Информация примерно соответствующая той, что я тогда, 36 лет назад, прочитал в газете, опубликована здесь.
     Как следует из текста, инструкторы Леша и Оля вели себя очень достойно, помогая туристам спастись, хотя Оля из-за сильной метели временно потеряла зрение.
    А несколько лет назад по телевизору был показан сериал "Маршрут", в основу которого были положены эти события сентября семьдесят пятого.
    Главную роль в фильме исполняет Игорь Лифанов, события происходят уже в наши дни, но главный герой один из тех, кто выжил тогда в 75-м на перевале Армянский. При том, что его девушка. с которой он шел, погибла, и он ее не спас. И с тех пор у него комплекс вины... И вот этому м...ку приходит идея снова пройти по маршруту, да еще с женой и дочерью.
    Причем, по фильму официально маршрут еще не действует, хотя по информации турфирм возобновлен в 2001 году.
     Нанимает он местного проводника, роль которого исполнял Абдулов, ну, а дальше я не смотрел, достаточно занудно было. Еще приплели какой-то спрятанный во время войны немцами клад и двух молодых немчиков, приехавших это клад разыскивать...
     Еще по предложению инструктора Толи несли с собой вино и водку, чтобы у горы Фишт обменять у пастухов на мясо. В итоге то ли от этого мяса, то ли от воды из неправильного родника полгруппы получили расстройство желудка...
        Здесь мы на стоянке у горы Фишт, где у нас был день отдыха после двух дней перехода. Отправился с инструктором Толей на поиски дров для костра, для чего переправлялись, прыгая по камням на другой берег горной реки.  Подскользнувшись на камне, грохнулся в реку, но Толя помог вылезти. Неглубоко было, только река с ледника течет, и температура воды градуса четыре...
        На фотографии, где карта сама гора Фишт и маршрут третьего дня перехода до Бабук-Аула через Белореченский и Черкесский перевалы. На последнем спуск вниз идет достаточно круто, поэтому те туристы, что помоложе просто бегут вниз с рюкзаками бегом, перепрыгивая через корни деревьев. Вообще-то достаточно опасное занятие...
        На этой карте последний переход от Бабук-аула до Солох-аула, а дальше синим цветом это уже на автобусах до Дагомыса. У Солох-аула протекает река Шахе, и вода в ней уже намного теплее, чем в горах.

И последняя неделя- отдых на турбазе в Дагомысе. Известный отель "Дагомыс", где, в частности, снимался фильм "Спортлото-82" в том году только строили.
        В Дагомысе за поход нам выдали значки "Турист СССР".
       Естественно, ездили и в город Сочи, на фото Ира в Сочинском дендрарии. В том году впервые в жизни пробовали в Сочи Пепси-Колу, первым в СССР ее начал выпускать завод в Новороссийске, в Ленинграде напитка еще не было, а в Сочи был...
     Другие
статьи о спорте и здоровье
Как молоды мы были... 1977 год...
Как молоды мы были... 1978-79 годы...
Как молоды мы были... 1980 год...

Как молоды мы были... 1981 год...
Как молоды мы были... 1984 год...
Как молоды мы были... 1986 год...
Как молоды мы были... 1987 год...
Как молоды мы были... 1988 год...
Как молоды мы были... 1989 год...

1. Отличная статья!!
    Вчера вернулся с Адыгеи))
    Искал долго дополнительную информацию о событиях 75 года.
    Еще где то читал, что там на маршруте всегда были приколы и веселые мероприятия!!

2. Очень хочется пройти по старой 30-ке

3. Виктор, а вы уверены что это был приют Армянский? Не Тепляк? На сколько мне известно, в 1975 году не ходили через партизанскую поляну, яворовую и соответствено на приют Армянский. Шли от Гузерипля вдоль реки Белая, Армянка

1. Армянский. Откуда мне иначе знать название, я не местный. Про Тепляк ничего не слышал.