воскресенье, 2 сентября 2018 г.

Пятьдесят лет в спорте и около. 1968 год и раньше

    В статье "Третья спортивная жизнь" описаны тренировки и соревнования в 2005- 2014 г.г., то есть, в возрасте за пятьдесят.
    Ровно полвека назад, 2 сентября 1968 года мы с моим другом и одноклассником Витей Соколовым пришли на первую тренировку в секцию лёгкой атлетике при спортклубе Ижорского завода, носил ли он тогда название «Ижорец» припомнить не могу. Вместе с нами туда же пришли Юра Андрианов, собственно, инициатором была его мама, каким-то боком знакомая с тренером, Женя Суслопаров, Саша Максименко. Все пятеро были восьмиклассниками из одной 455-й школы. Одновременно с нами начинал занятия наш ровесник из другой школы по фамилии Быстров, имя не помню.
    Задержались надолго в лёгкой атлетике только мы с Соколовым, Юра Андрианов побегал с нами годик с небольшим активно, потом ещё пару лет не очень, недавно умер от инсульта, Суслопарова, не помню сколько лет назад, видел на улице, Максименко работает в фирме Тосностройсервис, что по тосненскому краю Московской улицы в Колпино, на которой я живу. Поэтому на глаза попадается нередко.
    Тренером секции был Кутузов Виктор Дмитриевич, лет ему тогда было примерно тридцать, поскольку информацию даю в хронологическом порядке, фотографию приведу ниже. У меня в дневнике тренировок записан даже его тогдашний номер телефона, ещё шестизначный. Фотография Кутузова в возрасте за восемьдесят, где он чемпион по пауэрлифтингу, в статье про 1973 год.
    Первая тренировка включала в себя разминочный бег 1200 м, упражнения на растягивания, специальные беговые упражнения (сбу- далее, не путать со службой безопасности Украины) двух видов: бег с высоким подъёмом бедра и с захлёстом голени, 5 ускорений по 60 метров, бег 400 метров, по 5 одинарных, двойных и тройных прыжков с места.
    На второй тренировке 4 сентября разминочный бег составил 4 круга (1600 метров), те же сбу, потом уже 6 ускорений по 100 метров и по 7 прыжков каждого вида...
    Где-то к началу сентября 1968 года относится эта фотография из газеты "Ижорец":
    Приношу извинения за качество, такие были фотографии в советских многотиражках. Не знаю, изначально было так или от времени ухудшилось.
    Крайний справа я, рядом со мной Юра Андрианов, далее справа налево известная в Колпино семидесятых девушка Лена Березина, она тут ещё шестиклассница, следующую не знаю, далее наши одноклассницы Надя Жаворонкова и Галя Родионова и десятиклассница из нашей школы, может, Лена Киселёва, а может и нет.
     На заднем плане Виктор Петрович Смирнов, 1943 г.р., позже известный, как Петрович, также "шеф", в шестьдесят восьмом он был типа тренером- общественником, набрав группу девочек, мы с Юрой как-то рядом оказались и с ними сфотографировались. Учился в Лесгафта, а работал в отделе главного механика Ижорского завода. Его я ниже ещё буду упоминать.
     Начало сентября 1968 года было необычайно тёплым, после школы мы ходили купаться на детский пляж, купание в Ижоре из-за загрязнения было запрещено только в 1986 году. 
     10 сентября 1968 года во мне намерили рост 158 см и вес 54 кг.
                                                 *  *  * 
    Флэшбэк на тему я и спорт. Году в 63-м я вдруг стал футбольным болельщиком, одновременно начав гонять мячик во дворе, образованном домами по улицам Труда, Октябрьской и Вокзальной, что около вокзала в Колпино. 
   Это фотография из другой моей статьи, посвящённой событиям февраля 1967 года.
   В том же дворе проживали защитник ленинградского "Зенита" Эвальд Алам, в одном подъезде с ним Вова Анисимов, 1956 г.р., будущий член сборной СССР по лёгкой атлетике и пятикратный победитель пробега Пушкин- Ленинград. В том же доме, что и я будущий судья республиканской категории по футболу Витя Фомичёв.
   В шестьдесят пятом по инициативе Льва Ивановича Яшина в СССР начали проводить футбольный турнир "Кожаный мяч" для детей 12- 14 лет. Позже разбили на две возрастные группы. Мне в начале лета были неполные одиннадцать, в околовокзальном микрорайоне организовали команду "Сокол".
    Фамилия тренера была Львов, каким-то боком он относился к комитету ВЛКСМ Ижорского завода, в девяносто третьем, когда я как-то на пару месяцев возвращался на Ижорский завод инженером-испытателем в лабораторию СКБ-2, он там же работал слесарем.
     В июне шестьдесят пятого я "был вызван" в команду "Сокол" на матч, не помню с кем, в Корчмино, там в те годы было какое-то футбольное поле, матч просидел на скамейке запасных, потом уехал (вместе с Соколовым, Андриановым и Фомичёвым) в пионерский лагерь "Искорка", потом больше к "Кожаному мячу" отношения не имел. 
     "Сокол", не помню у кого, выиграл 2:1, в итоге занял второе место в Колпинском районе после команды "Парус" из Металлостроя, последний выиграл ещё и турнир по Ленинграду, попал в финальный турнир в Москву, где проиграл первый матч на "стадионе юных пионеров" (СЮП) команде "Восток-3" (На нём летал космонавт Андриан Николаев, позже женившийся на Валентине Терешковой, а потом с ней разведшийся. Женил их, по слухам, Никита Сергеевич, частушка такая была: "Валентине Терешковой за полёт космический подарил Хрущёв Никита ### автоматический") со счётом 2:5. А выиграла тот турнир команда из Минска...
     Осенью шестьдесят пятого я оказался в лыжной секции Колпинской ДЮСШ. У нас зимой в четвёртом классе в школе проводили лыжные соревнования, в классе я показал второй результат после Кольки Ястребова, в начале пятого класса пришли вербовщики из лыжной секции и пригласили в неё.
     Лыжная спортшкола располагалась на первом этаже дома на Павловской улице, там где позже был единственный в Колпино алкогольный магазин (БАМ- большой алкогольный магазин), в девяностые вроде магазин "Селена", продававший телевизоры, не так давно "Метизы", а сейчас не знаю, смотреть лень.
     Тренером был у нас был немолодой дядечка Алексеев Андрей Андреевич. Вместе со мной начинали заниматься Саша Максименко, а из параллельных классов Саша Русаков, Серёжа Антипов и Серёжа Якушенко. Прозанимался я там не очень долго, тренировки показались жёсткими, тремя годами позже в лёгкой атлетике было всё же постепенное вхождение в нагрузки.
     А здесь тренировались подростки разных возрастов, мы одиннадцатилетние были самыми младшими, кроссы бегали с более старшими. Помнится, от Павловской, 15 бежали по нынешней улице Веры Слуцкой в сторону завода Военохот, который находился фактически в лесу. Рядом с заводом было футбольное поле, там занимались.
    Так выглядела Пролетарская улица Колпино осенью 1967 года. В 65-м и этих домов, что слева не было, справа на фото был небольшой лесок, где росли и собирались местным населением подберёзовики и подосиновики, там же в лесу стоял завод "Военохот". Сейчас там пересечение бульвара Трудящихся с Веры Слуцкой.
    26 сентября 1965 года в лыжной спортшколе проводился кросс Домбровского, кто это такой, не помню, хотя, возможно, нам говорили. Проходил кросс на Чухонке, мы самые младшие бежали дистанцию 500 метров. В забеге, где участвовали восемь человек, я финишировал шестым с результатом 1.56, третьим был Русаков- 1.49, пятым Антипов- 1.51. Эти двое остались в лыжной секции, остальные отсеялись. Русаков стал кандидатом в мастера спорта по лыжам, закончил институт Лесгафта.
    За мной финишировал Максименко- 1.58, а последним Якушенко- 2.02. Который в девяностые владел сетью ларьков в Колпино, был главным редактором газеты "Ижора-Информ". Сейчас владеет бизнес-центром СВ. Сергей Васильевич расшифровывается. Правда, что-то такое вспоминается, будто в том забеге он свернул не на ту дорожку, потом оказался в роли догоняющего...
    Потом как-то вдруг мне случилось приболеть, после болезни уже выпал снежок, я пришёл в секцию, а мне сообщили, что лыж, мол, нет. Ну, блин, "великий и могучий", что возьмёшь. Чего не возьмёшь, того и нет. То пива, то колбасы, то гондонов. А тут в лыжной спортшколе нет лыж.
    По весне 66-го... Новый год начался просмотром 1 января в 10 часов утра в кинотеатре "Пламя" первой серии бондарчуковского фильма "Война и мир", где "Наташа Ростова танцевала на балу со Штирлицем" (С)... так по весне Андрей Андреевич в школу к нам заходил, предлагал в лыжную секцию вернуться, план у них там что-ли по количеству был. Но мне уже не хотелось. Ну, и западлО, хотя слово узнал в гораздо более зрелом возрасте, но всегда им руководствовался.
     Ещё. После переезда с улицы Труда на Пролетарскую несколько раз в 1968- 69 г.г. бегал на лыжах от дома до Павловского дворца. Московское шоссе тогда можно было пересечь запросто, машин не было. Километраж сказать затрудняюсь, но время бега на лыжах от дома до парка лучший результат 49 минут.
                                                *  *  * 
     И назад в шестьдесят восьмой.
     Постепенно объём разминочного бега, количество ускорений и прыжков росло. 13 сентября состоялась прикидка в беге на 400 метров. Бежали по двое, со мной в паре был Андрианов, финишировали вместе за 1.15,0. Лучшие результаты были у Суслопарова- 1.12,5 и Соколова- 1.13,0. Быстров- 1.17,0, Максименко- 1.21,8.
    Ну, в общем, как-то вот трудно сопоставлять. В 75-м, когда "Зенит" тренировал Г.С.Зонин, я как-то в газетке "Спортивная неделя Ленинграда", выходила по пятницам, стоила пять копеек, прочитал интервью тренера, где, в частности, было написано, что только половина игроков команды сумела выполнить норматив в беге на 400 метров, который и был как раз 1.15. Ну, или газетёнка, печатавшаяся в типографии ЛенВО под аркой Главного штаба чего-то не поняла... В свои 58, о чём позже, я пробежал за 1.09,8...
    Где-то с начала октября стали бегать то, что называлось кроссами, длиной 4-5 км от стадиона в сторону совхоза Тельмана, до пушки или чуть дальше, и обратно. Тут бегали со взрослыми дяденьками: Геной Ивановым, Юрой Попсуевым, Лёвой Круглием, Борей Цислицким... Иногда рядом оказывался лыжник Валентин Иванов.
     В середине октября за раз пробежали 8 км, это уже от стадиона до Ям-Ижоры и обратно. Также продолжали бегать ускорения, заниматься штангой. Бегали в горку на стадионе. С двух сторон от трибуны на стадионе "Ижорец" раньше была не лестница, а асфальтированная горка. Забегание на неё было хорошим тренировочным упражнением.
     Так мы бегали, прыгали, иногда играли в баскетбол, поднимали штангу, занимались на гимнастической стенке, брусьях. На тренировке 4 декабря пробежали сперва 8 километров, а потом ещё 20 ускорений по 50 метров с барьерами (4 барьера на дистанции). Кутузов сам был кандидатом в мастера на 400 с барьерами, помаленьку обучал технике барьерного бега и нас.
    Ещё мы и ядро толкали, и копьё метали. Какую цель преследовало последнее упражнение, сказать затрудняюсь. 
    Наша первая тренировка на Зимнем стадионе состоялась 27 декабря, опять же и побегали, попрыгали, и поускорялись, как с барьерами, так и без оных. Последняя тренировка в шестьдесят восьмом была 29 декабря, следующая уже 13 января 1969 года.
                                               *  *  * 
    О событиях шестьдесят восьмого. Незадолго до начала наших тренировок состоялся ввод войск пяти стран Варшавского договора в Чехословакию. "Социализма с человеческим лицом" чехам захотелось. Понятно, что в четырнадцать лет в отсутствие других источников информации, принимаешь официальную версию...
    Ну, и Олимпиада в Мехико в октябре. Как и Чемпионат мира по футболу 1966 года в Англии, эту Олимпиаду впервые показывало советское телевидение. Вроде бы трансляция шла в прямом эфире ночью. Забег на десятку, который выиграл кениец Нафтали Тему, именно ночью и смотрел. Ну, и, конечно, прыжок Бимона на 8-90. Его-то часто повторяли даже по нашему телевизору.
    Хотя в новостных передачах больше акцентировались на протесте темнокожих чемпиона и бронзового призёра на 200 метров Смита и Карлоса, стоявших на пьедестале под звуки американского гимна с поднятой вверх рукой в чёрной перчатке. 
    ЧИТАТЬ ДАЛЬШЕ

Комментариев нет:

Отправить комментарий